Марк Романов: мысли и знания

Как я начал использовать iPhone вместо камеры

Прежде чем погрузиться в детали, хочу отметить, что использование смартфона в качестве основной камеры — это не только про техническую сторону вопроса, но и про психологическую. Смартфон всегда под рукой, он максимально лёгок и прост в использовании. Но есть и обратная сторона: ограниченные возможности оптики, отсутствие большого сенсора и некоторые другие компромиссы. И всё же я нашёл в этом процессе массу преимуществ и новых творческих возможностей.
Моя первая съёмка полностью на iPhone
Меня хорошо поймут люди с плохим зрением. А для тех, кто может похвастаться «орлиной» остротой, расскажу немного подробнее. У меня была лёгкая миопия (близорукость) порядка -1, что по любым меркам не слишком серьёзно, однако это ухудшало качество жизни. В школе я не мог без очков разглядеть, что написано на доске, а за рулём — различить номера машин на расстоянии пяти метров. Я не видел выражения лиц и эмоций людей на расстоянии десяти метров. Близорукость не делает человека слепым, но «стирает» детали и заставляет тебя постоянно напрягаться, чтобы вглядываться в предметы.
Вторая съёмка на iPhone
Помню день, когда я впервые надел контактные линзы. Они были идеально подобраны под моё зрение, и хоть у меня и были очки, линзы дали совершенно иное ощущение: я словно обрёл «соколиный» взгляд. Я с удивлением рассматривал улицы, обращая внимание на мельчайшие подробности — у кого жвачка прилипла к ботинку, какой режим работы у аптеки на расстоянии 20 метров, какие привлекательные изгибы у девушки в мини-юбке на другой стороне дороги. На меня обрушился огромный поток информации, и первое время я получал настоящее удовольствие от этого нового восприятия. Причём это удовольствие было не только эстетическим, но и почти физиологическим — казалось, что я открываю для себя то, чего раньше не замечал.
Однако вскоре, буквально через пару недель, я заметил, что чувство «суперзрения» исчезло. Сначала я испугался и решил, что зрение снова «подсело». Но быстро понял: картинка по-прежнему чёткая, просто мой мозг адаптировался и стал иначе обрабатывать информацию, воспринимая только самое главное, а детали оставляя для процесса подробного изучения. Это обычный механизм человеческого восприятия: когда мы привыкаем к чему-то, оно перестаёт быть для нас таким уж уникальным и впечатляющим.
Спустя почти 20 лет практики я провёл аналогию между своим зрением и навыками фотографии. Получая в руки профессиональный фотоаппарат, ты испытываешь ту же эйфорию, что и при переходе на чёткое зрение: всё кажется резким, детализированным, чувствуешь себя «супергероем». Но когда первый восторг проходит, понимаешь: окружающий мир остался прежним, и его красота не зависит от того, насколько «хищным» стал твой взгляд. Важно уметь находить смысл, настроение и композицию, а не просто фиксировать мельчайшие детали.
Снято на iPhone 16 Pro Max
Бесчисленное количество раз я видел, как качественное изображение пытаются преподнести как хорошую фотографию. Просто потому, что она правильно освещена, объект съёмки резкий, и все мегапиксели вроде бы использованы «на полную». Технически может быть всё безупречно: фон размытый, баланс белого точно соблюдён, у снимка есть приятная цветокоррекция. Но при этом фотография оказывается пустой, лишённой художественной глубины и не способной вызвать эмоции. Иногда кажется, что кадр «правильный», однако ему недостаёт сюжета или настроения — каких-то «зацепок» для зрителя.
Разумно покупать хороший фотоаппарат и учиться с ним работать — но нельзя считать, что любая фотография, сделанная на дорогое оборудование, автоматически станет шедевром. Именно умение фотографа делает кадры художественно ценными. Навык съёмки можно разделить на множество составляющих: работа со светом, ретушь, цветокоррекция, взаимодействие с моделью… Но я убеждён, что важнейший навык фотографа — это его видение. Под «видением» я понимаю способность собрать все компоненты изображения воедино — сюжет, композицию, цвет, свет и даже эмоции, которые мы хотим донести, — чтобы показать красоту или идею в кадре.
Теперь возвращаемся к тому, как я начал использовать iPhone вместо камеры. Долгое время я пробовал делать часть кадров на смартфон, но параллельно снимал и на камеру, так что результаты было трудно сравнивать из-за существенного качественного перевеса камеры. Наконец я решился провести съёмку целиком на iPhone — подойти к задаче так, как делаю это обычно с фототехникой, но использовать смартфон не как вспомогательный, а как единственный инструмент. Оказалось, что мозг в этом случае переходит в совсем другой режим, принимая ограничения техники как данность и стремясь выжать из неё максимум. Я начал более тщательно выбирать ракурсы, заботиться о том, чтобы источник света падал точно так, как нужно, и обращать больше внимания на композицию и содержание снимка.
Я в студии во время съёмки
Я снимал на разные модели: у меня в разное время были iPhone 5s, 6s, 8, 11 Pro Max, а потом и 16 Pro Max. Последний дал мне особую уверенность, что «что-нибудь да точно получится» — и действительно, результат превзошёл все мои ожидания. Он оснащён продвинутыми алгоритмами обработки снимков, режимами ночной съёмки и умными функциями HDR, которые помогают вытягивать свет и тени. При правильном использовании получается очень достойный результат, который уже не стыдно показать как профессиональную работу, особенно если проявлять творческий подход.
Но тут напрашивается закономерный вопрос: не слишком ли дерзко утверждать, что на мобильный телефон можно снимать «хорошо», если в руках у тебя топовый смартфон Apple? Не влияет ли именно он на итоговое качество, а не твой навык? Именно этот вопрос привёл меня к новому челленджу: вернуться с уровня 16 Pro Max обратно на iPhone 8, чтобы получить классные фотографии именно на него и тем самым окончательно подтвердить свою гипотезу: прекрасные снимки можно получить на что угодно, если у тебя есть видение, умение и желание творить. На iPhone 8 уже нет тех функций, которые так помогают в современных моделях, значит, придётся снова задействовать больше креатива.
Снято на iPhone 16 Pro Max
В заключение хочу сказать, что фотография — это не столько про мегапиксели, сколько про то, что ты хочешь передать зрителю. Конечно, круто иметь в своём распоряжении лучшие инструменты, но часто именно ограничения и создают почву для развития таланта. Снимая на iPhone, я понял, что в кадре по-настоящему важны эмоции и история, а не количество доступных объективов и размер матрицы. Когда ограничены технические возможности, ты компенсируешь это воображением, игрой со светом, композицией и готовностью экспериментировать.
Снято на iPhone 16 Pro Max
Также я планирую развернуть эту тему в более подробном гайде, где в первую очередь буду рассказывать о работе с композицией и видением, но при этом приземлю всё на техническую основу мобильной камеры: и настройки, и особенности оптики, и способы работы со светом в разных условиях. Мне очень интересно узнать, что вы думаете по этому поводу, поэтому я бы хотел попросить тех, кому эта тема кажется близкой, ответить на несколько вопросов.

Пройти опрос.